Как организовать ДМС для сотрудников — и не прогадать

Рынок добровольного медицинского страхования разнообразен: страховые компании предлагают гибкие программы, брокеры помогают сделать выбор и оформить сделку, стартапы придумывают альтернативные решения, позволяющие сэкономить или организовать что-то похожее на ДМС, но не ДМС.

Разнообразие выбора вряд ли облегчает задачу HR-менеджера, который занимается организацией страховки. Ему приходится иметь дело с темой, в которой он вряд ли многое понимает, — медициной.

Разобраться в современном рынке медицинского страхования и составить полезную инструкцию нам помог сервис «Страховой кабинет» — тендерная площадка для размещения корпоративных заявок о страховке.

С чего начинать?

Понимание, сколько именно компания готова потратить на ДМС для сотрудников, — это хорошая точка отсчета. С этой цифрой уже можно идти в страховые компании, к брокерам или на тендерные площадки, чтобы сравнивать готовые предложения.

Но нередко такого понимая у HR-менеджера нет — компания просто хочет выбрать наиболее оптимальное предложение по соотношению цены и качества. В этом случае следует обратиться к экспертам — страховщикам или брокерам, которые проконсультируют по поводу потолка цены и возможностей компании.

Страховые, брокеры... Так куда именно идти?

Чтобы составить адекватное представление о рынке самому, придется обойти множество страховщиков и проанализировать гору информации. Раньше, когда брокеров на рынке было немного, компании так и делали, проводя тендер вручную.

Работа с брокером гораздо проще и понятнее, но есть свои нюансы. Брокер, работающий для клиента бесплатно, получает вознаграждение от страховой. И сумма этого вознаграждения почти наверняка будет разной у разных компаний. Понятно, что в этом случае есть все основания подозревать брокера в коммерческой заинтересованности.

Брокер, работающий за деньги клиента, скорее всего, не будет предвзят. Но, как уже было сказано, он стоит денег — и это тоже надо иметь в виду.

Есть и третий вариант — провести тендер с помощью специализированной площадки. Например, в «Страховом кабинете». Для клиентов сервис бесплатен, но продвигать страховые компании он не имеет возможности. Клиент напрямую оценивает предложения, которые выставляют менеджеры страховых компаний в ответ на его заявку.

Составить заявку на тендер поможет ассистент. Он же введет в курс дела относительно ДМС и поможет оценить итоговые предложения. Клиент не обязан брать его оценку в расчет и вообще не обязан выбирать одно из предложений — площадку можно успешно использовать и просто для анализа рынка.

Допустим, бюджет определен. Как выбрать программу?

Для начала следует разделить содержание программ на две составляющие — это набор услуг и набор ограничений.

Обычно между количеством предоставляемых услуг и ценой программы есть прямая зависимость. Тем не менее количество далеко не всегда равнозначно качеству. На цену могут влиять и другие факторы. Например, крупные страховые компании имеют свои сети клиник, и это позволяет им снижать стоимость услуг.

Ограничения в программе могут быть разные. Это и лимит на определенные услуги, денежный лимит, отказ в обслуживании по определенным болезням. Нередкая ситуация: врач назначает сотруднику анализы — допустим, семь штук. Только после их сдачи сотрудник узнает, что в договоре прописан лимит на пять анализов, а за остальные надо доплачивать. Все это необходимо заранее изучать и доносить до сотрудников.

Лучший способ оценки — это сравнение различных предложений с учетом всех мелочей, включая качество и доступность клиник, наличие и доступность врача-куратора, надежность страховой компании.

И как это все проверить?

Надежность страховой можно проверить с помощью рейтинга агентства «Эксперт», которое имеет аккредитацию Центробанка. Выбор страховой с рейтингом ниже BB несет определенные риски.

Качество обслуживания проверить действительно непросто. Некоторые страховые водят HR-менеджеров на экскурсии в свои клиники, чтобы те могли составить впечатление. Для такого случая полезно составить чек-лист того, что вы хотите увидеть в клинике.

И все же получить полное представление о качестве клиники можно только по факту самого обслуживания. Здесь приходится полагаться на мнения других — читать отзывы, узнавать у коллег. Но надо помнить, что отзывы имеют свою специфику — люди гораздо охотнее оставляют их с намерением поругаться, нежели похвалить. Если у клиники есть плохие отзывы, но их немного, возможно, этот вариант не так уж плох.

Доступность клиник может определяться как распространенностью (если это сеть клиник), так и близостью к работе. Последнее важнее для компаний, где многие сотрудники живут рядом с офисом.

Стоит ли выбирать самое дешевое предложение с минимумом услуг?

Нетрудно догадаться, что именно базовые программы наиболее популярны. Но не всегда они оказываются наиболее эффективны с точки зрения обслуживания.

Многие компании делят сотрудников на несколько категорий, предоставляя различный набор услуг для новичков, специалистов с опытом работы в компании и руководителей. Часто ДМС дается сотруднику только после определенного периода работы.

Включение в программу прививок и диспансеризации вряд ли сильно увеличит ее стоимость, зато точно порадует сотрудников и, самое главное, способно серьезно снизить заболеваемость в офисе. Научные исследования показывают, что прививки — единственный эффективный метод борьбы против эпидемий гриппа.

Вообще, тренд на предотвращение болезней — один из главных в современном медицинском страховании. Профилактика не только позволяет выявить серьезные заболевания на ранней стадии и снизить стоимость лечения, но и снижает стоимость страховки в будущем.

Действительно, страховые компании повышают стоимость страховки, если сотрудники слишком часто обращаются за помощью. Повышение может касаться и взносов за одного конкретного сотрудника. Бывает и так, что страховая повышает стоимость страховки, когда обслуживание договора просто становится для нее невыгодным.

Если такое произошло, не стоит сразу идти на поводу у страховой. В «Страховом кабинете» можно составить заявку, указав все необходимые условия в понятной форме — набор клиник, категорий сотрудников и требуемых программ, границы бюджета и так далее. Вполне вероятно, что вы найдете более выгодного провайдера с точно таким же пакетом услуг.

Возможно и такое, что ваш текущий провайдер согласится снизить предложение — такие случаи нередки. Так как заявка полностью анонимная, страхователь ничем не рискует, получая возможность использовать рыночные инструменты для экономии.

После совершения сделки все данные заявок, предложений и документы остаются в личном кабинете страхователя. Если в компании сменится лицо, занимающиеся организацией ДМС, на дальнейшем процессе это никак не отразится.

Воспользоваться услугами «Страхового кабинета» можно здесь.